ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного
отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования»
Консультант проекта: Пурышева Наталья Михайловна, доцент кафедры дидактики и частных методик учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования», кандидат исторических наук, доцент
тел.: +375299592013, пер. Берёзовский, 1 «А», 212011 г. Могилёв
е-mail: prepod55@mail.ru
Руководитель проекта: Говязо Людмила Викторовна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 6 г. Полоцка», тел. 8 (0214) 77-34-42
е-mail:sch6@polotsk.edu.by
Куратор проекта: Лях Илья Русланович, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 6 г. Полоцка»
База инновационной деятельности: Государственное учреждение образования «Средняя школа № 6 г.Полоцка»
Юридический адрес учреждения:
ул. Мариненко, 8,
211412, г. Полоцк,
Витебская область
Сроки реализации: 2021–2024 гг.
Учреждения образования, участники инновационной деятельности по теме «Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодёжи»:
- ГУДО «Областной центр творчества» Могилевской области;
- ГУО «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза П.А. Кривоноса г. Кличева» Могилевской области;
- ГУО «Туголицкая средняя школа Бобруйского района» Могилевской области;
- ГУО «Средняя школа № 3 г. Быхова»;
- ГУО «Гимназия г. Быхова» Могилевской области;
- ГУО «Мазоловский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Мстиславского района Могилевской области;
- ГУО «Пашковский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» Могилевского района Могилевской области;
- ГУО «Ленинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Краснопольского района» Могилевской области;
- ГУО «Средняя школа № 4 г. Климовичи» Могилевской области;
- ГУО «Коминтерновская средняя школа» Могилевского района Могилевской области;
- ГУО «Дашковская средняя школа» Могилевского района Могилевской области;
- ГУО «Буйничская средняя школа» Могилевского района Могилевской области;
- ГУО «Средняя школа № 5 г. Могилева» Могилевской области;
- ГУО «Говядская средняя школа Шкловского района» Могилевской области;
- ГУО «Козельский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Краснопольского района Могилевской области;
- ГУО «Устянский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» Чаусского района Могилевской области;
- ГУО «Слободская ясли-сад – средняя школа Лепельского района» Витебской области;
- ГУО «Средняя школа № 1 г. Новополоцка» Витебской области;
- ГУО «Средняя школа № 7 г. Новополоцка» Витебской области;
- ГУО «Октябрьская средняя школа Витебского района» Витебской области;
- ГУО «Средняя школа № 6 г. Полоцка» Витебской области;
- ГУО «Малоритская средняя школа № 2» Брестской области;
- ГУО «Средняя школа № 3 г. Барановичи» Брестской области;
- ГУО «Слободская средняя школа Мозырского района» Гомельской области;
- ГУО «Прудковская средняя школа Мозырского района» Гомельской области;
- ГУО «Каменская средняя школа Мозырского района» Гомельской области;
- ГУО «Городиловская средняя школа Молодечненского района» Минской области;
- ГУО «Средняя школа № 14 г. Молодечно» Минской области;
- ГУО «Чистинская средняя школа Молодечненского района» Минской области;
- ГУО «Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В» Минской области;
- ГУО «Средняя школа № 8 г. Полоцка» Витебской области;
- ГУО «Средняя школа № 1 г. Полоцка» Витебской области;
- ГУО «Журавичская средняя школа имени А.Е. Макаенка» Рогачевского района Гомельской области;
- ГУО «Ратичская средняя школа» Гродненского района Гродненской области;
- ГУО «Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа» Лидского района Гродненской области;
- ГУО «Беняконская средняя школа» Вороновского района Гродненской области;
- ГУО «Средняя школа аг. Пограничный» Берестовицкого района Гродненской области;
- ГУО «Новодевятковичская средняя школа Слонимского района» Гродненской области.
Актуальность инновационного проекта
Цель инновационного проекта:
дидактическое обоснование процесса формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона.
Задачи:
- Разработать научное обоснование и методический инструментарий эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.
- Определить образовательно-воспитательный потенциал историко-культурных ресурсов региона и возможности его использования в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования.
- Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования учебной и внеклассной работы при изучении героического прошлого белорусского народа.
- Разработать комплекс организационно-методических мероприятий интегративного характера по сопровождения инновационной деятельности педагогов и овладению ими компетенциями, а также эффективными формами, методами и средствами по использованию историко-культурных ресурсов региона в профессиональной деятельности.
- Разработать и реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное внедрение данного инновационного проекта (психолого-педагогическое, информационное сопровождение инновационной деятельности, взаимодействие учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность).
- Разработать Программу сотрудничества и социального партнёрства с заинтересованными общественными организациями, учебными заведениями, создать условия для её реализации.
- Сформировать, обобщить и распространить эффективный опыт работы в массовую образовательную практику.
Новизна инновационного проекта:
В высокой скорости информационных потоков, неконтролируемости их содержания под угрозой оказывается сфера национальной идентичности человека и система его патриотических ценностей. В связи с этим актуализировалась проблема состояния сферы ценностей белорусского общества, где одно из центральных мест принадлежит патриотизму – любви к своему дому, малой родине и стране. Целесообразность осуществления данного инновационного проекта обусловлена общими задачами, стоящими перед учреждениями образования республики – сохранение исторического наследия белорусского народа, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.
Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования посредством использования историко-культурных ресурсов региона будет способствовать правильному пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.
Воспитание социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданского достоинства, сегодня невозможно представить без систематической целенаправленной работы всех социально-культур-ных учреждений и организаций. Одним из главных направлений духовно-нравствен-ной жизни нашего общества является сохранение исторической памяти. В образовательном пространстве эта задача актуализируется тем, что учащимся необходимо сегодня не только иметь адекватное представление об историческом процессе на примере всемирной или отечественной истории, но и знать «свою», «личную» историю, запечатленную и сохраненную в «местах памяти», тех материальных и нематериальных объектах, которые являются символическими элементами наследия национальной памяти народа.
Ожидаемые результаты
В результате реализации инновационного проекта предполагается:
- создание системы ценностных ориентиров и формирования гражданско-патриотических качеств учащихся в процессе социально значимой деятельности;
- положительная динамика уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;
- создание в учреждениях образования системы воспитательной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона;
- повышение качества урочной и внеклассной работы; повышение удовлетворенности субъектов образовательного процесса его ходом и результатами;
- создание медиапродукта по результатам проекта, включающего виртуальные школьные музеи, заочные путешествия и экскурсии, видеоотчеты, альбомы, видеоуроки, творческие интерактивные экспедиции и др.;
- создание банка информационных и научно-методических материалов по использованию историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе, разработка уроков и внеклассных мероприятий, критериев и диагностического инструментария оценки эффективности реализации инновационного проекта, обобщение результатов инновационной деятельности;
- разработка методических рекомендаций по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;
- активизация публикационной деятельности педагогов и учащихся по пред-ставлению результатов выполнения инновационного проекта, участия в научных мероприятиях разного уровня, в республиканских и региональных гражданско-патри-отических акциях, творческих конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.
Внедрение данной модели предоставит возможность систематизировать деятельность педагогических коллективов учреждений образования через внедрение эффективных научно-методических ресурсов: теоретических, диагностических, организационно-методических, включающих закономерности и принципы, формы и технологии, методы, приемы и средства формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе с целью повышения уровня воспитанности учащихся учреждений общего среднего образования, расширит опыт инновационной деятельности и уровень профессиональных компетенций педагогов.