Искусство быть родителями (советы психолога) - СШ 6 г.Полоцка

Искусство быть родителями (советы психолога)

Несовершеннолетний — основные понятия

Несовершеннолетним считается лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет; ребенок до достижения им четырнадцати лет считается малолетним, несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается подростком.

 Подросток девиантного поведения – подросток, система поступков и отдельные поступки которого противоречат правовым нормам, игнорируют законы и права других людей.

 Подросток делинквентного поведения – подросток с отклоняющимся поведением, которое в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

 Педагогически запущенный ребенок – ребенок, психически нормальный и физически здоровый, но не обладающий знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности;

 Безнадзорный – лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения;

 Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства;

 Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия;

 Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием или лишением их родительских прав, ограничением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

 Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение  в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальные сироты – особая группа детей до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, то есть сироты при живых родителях.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений либо иных антиобщественных действий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

 Декрет Президента Республики Беларусь №  18 от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»  создан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей (вступил в законную силу 1 января 2007г.)

 

 

Семья - основные понятия

Семья  — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной  общностью  и  поддержкой,  ведением  общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Многодетная семья  в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей до 18 лет. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными  исполнительными  и  распорядительными  органами.

Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя:      

- женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;

 -  вдов  (вдовцов),  не  вступивших  в  новый  брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;

- родителя,      расторгнувшего     брак     и     воспитывающего несовершеннолетних детей;

 - родителя,  не  заключившего  новый  брак,  если  второй  из них признан безвестно отсутствующим;

- одиноких граждан, усыновивших детей

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении, а также семья, где родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними

 Опека и попечительство – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов

 Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в приемную семью).

  Что делать, если ваш ребёнок ворует?

1. Не надо сразу ругать и наказывать ребенка за воровство, обзывать его вором и т.п. Естественно, надо показать, что вы очень расстроены; сказать, что на Ваш взгляд Вы не заслужили к себе подобного отношения, что Вы всегда относились к потребностям ребенка с пониманием и по мере возможностей старались, чтобы он не чувствовал себя чем-то обделенным.

 2. Ребенок должен понять, что не смотря на то, что вы не одобряете его поведение, вы его все равно любите, и хотите вместе с ним решить эту проблему.

 3. Чтобы не провоцировать ребенка лишний раз на воровство, все деньги в доме должны быть под контролем, пересчитаны, и не валяться на видном месте. Ребенок должен иметь ввиду, что любая пропажа сразу обнаружится.

 4. Если он уже достаточно взрослый, то стоило бы чаще привлекать его к работе по дому, к участию в совместных делах, к труду. Необходимо, чтобы у ребенка (помимо учебы) был четкий круг его обязанностей, за выполнение которых он отвечает.

 5. Если причина в желании ребенка обрести признание и уважение сверстников и подобное поведение ранее не было замечено, то можно предположить, что данное проявление (воровство денег и раздача их приятелям) связано с личностным становлением, кризисным периодом, желанием самоутвердиться, возможно, занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, приятелями…

 В этом случае надо помочь ребенку завоевать авторитет другим способом. Если он физически слаб, то отдать его в спортивную секцию, если плохо успевает по каким-то предметам, вплотную заняться его учебой. Необходимо в доброжелательной обстановке объяснить, что дружбу и уважение за деньги не купишь.

 6. Ребенок мог попасть в плохую компанию, его могут заставлять воровать деньги у родителей. Основная проблема здесь все та же неуверенность в себе и неумение сказать «нет».

 Доказательно и терпеливо поговорите с ребёнком о том, что настоящих друзей в жизни не так много, а люди, которые «подбивают» к действиям, грозящим негативными последствиями, в том числе уголовным наказанием, не могут называться друзьями, и общение с ними нужно прекратить; почитайте вместе с ребёнком Уголовный кодекс и поговорите о том, не боится ли он уголовного наказания; вдохновите ребёнка на поиск новых друзей и увлечений.

 7. Возможно таким образом ребенок пытается добиться внимания родителей. Воруют такие дети, как правило, из карманов и кошельков своих же родителей. Им даже может казаться, что они не просто украли деньги, а отомстили родителям. При этом такие ребята, как правило, не воруют на улице или в гостях.

 Рекомендации в этом случае могут быть такими: не стоит слишком жестко относиться к ребенку, т.к. постоянные запреты могут дать обратную реакцию. Если же принять во внимание то, что ребенку не хватает внимания, можно посоветовать следующее: боритесь с тягой к воровству, переключая ребенка на новые увлечения; гуляйте и занимайтесь его любимым делом с ним вместе; постарайтесь выделить время на полноценное общение с ребёнком; дайте ему почувствовать себя частью семьи (устраивайте семейные ужины, советуйтесь с ребенком и т.д.)

 

 Если ваш ребенок начал курить

Вы случайно узнали что ребёнок курит? Естественно, что Вас это не на шутку обеспокоило, и первая мысль, которая пришла в голову — нужно тут же строго поговорить и наказать ребёнка. Не спешите. Так Вам вряд ли удастся справиться с этой проблемой, Вы только создадите конфликт и можете усугубить ситуацию, потеряв доверие ребёнка и настроив его против себя.

Первое очень важное правило — Вы никогда не должны курить при ребёнке! В противном случае подумайте, не Вы ли стали для него плохим примером?

Не пытайтесь запугать ребёнка, а если говорите о вреде курения, помните, информация должна быть достоверной. Ни в коем случае нельзя ставить подростка в жёсткие рамки, например, строго запретив курить, угрожая при этом, что перестанете с ним разговаривать, давать карманные деньги и т.п.. Это только мотивирует его к дальнейшим негативным поступкам.

Можно попробовать подойти к этому вопросу немножко из далека. Поговорите с ребёнком, и в процессе разговора заведите тему о курении. Скажите, что знаете, что он курит, что Вы не собираетесь его наказывать, но Вас это беспокоит.

Выясните причину, почему он начал курить. Можете рассказать о своём первом опыте курения и почему не стали продолжать курить, а если никогда не пробовали — почему решили не сталкиваться с этой привычкой.

Если до сих пор курите и ребёнок об этом знает — расскажите о зависимости, о том, что хотели бы бросить, но это тяжело, и что так же тяжело будет ему, если он не откажется от курения. Не пытайтесь убедить ребёнка бросить, зачастую убеждения только побуждают идти наперекор.

Позвольте ребёнку самому принять решение — скажите, что он достаточно взрослый и разумный, чтобы это сделать (тем более, возможно, он начал курить, желая почувствовать себя взрослым). Объясните, что для того, чтобы отказаться от привычки, несомненно, потребуется сила воли и решительность, что для этого человек должен быть личностью, и Вы считаете его именно таким. Ребёнок почувствует, что Вы ему доверяете и воспринимаете всерьёз, и вряд ли сможет обмануть Ваше доверие.

 

 

23.00. ВАШИ ДЕТИ ДОМА?

Уважаемые родители!

Основными причинами, влияющими на состояние подростковой преступности и количество совершаемых правонарушений являются:
- непринятие должных мер по организации трудовой и учебной занятости несовершеннолетних;
- отсутствие должного контроля за воспитанием детей, их образом жизни со стороны родителей. О том, что дети остаются, предоставлены улице говорит тот факт, что подавляющее число преступлений совершены подростками в вечернее и ночное время;
- проблема распространения пьянства и алкоголизма в молодежной среде.
Напоминаем, что 05.09.2012 вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнивший Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища»:
Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин. 

В Беларуси участились случаи правонарушений несовершеннолетних против общественного порядка.  В октябре в г. Бресте задержан молодой человек за стрельбу  из пневматического оружия. 5 ноября 2013 года в 17.50 в УО «Брестский государственный областной центр молодежного творчества» неизвестным лицом был распылен перечный газ. Органами МВД проводится дознание. По предварительной версии в туалете распылили перечный газ. Днем ранее газовым баллончиком прыснули в заполненный салон рейсового автобуса. Данные правонарушения в административном Кодексе Республики Беларусь характеризуются как правонарушения против общественного порядка и нравственности.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.2. Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы из такого оружия, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин с конфискацией оружия и боеприпасов к нему или без конфискации, с лишением специального права либо без лишения специального права.

  •        Рассматривая состояние подростковой преступности в структуре всех преступлений, можно отметить, что каждое двенадцатое преступление совершается несовершеннолетними, а несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления 16 летнего возраста, в полной мере могут нести уголовную ответственность по всем статьям уголовного кодекса.
  •        С 14 летнего возраста лица подлежат уголовной ответственности за совершение следующих преступлений: умышленное убийство (ст.139 УК РБ), причинение смерти по неосторожности (ст.144 УК РБ), умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст.147 УК РБ), умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст.149 УК РБ), изнасилование (ст. 166 УК РБ), насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК РБ), похищение человека (ст.182 УК РБ), кража (ст.205 УК РБ), грабеж (ст.206 УК РБ), разбой (ст.207 УК РБ), вымогательство (ст. 208 УК РБ), угон (214 УК РБ), умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ч.2 и ч.3 ст. 218 УК РБ), захват заложника (ст. 291 УК РБ), хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст.294 УК РБ), умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст.309 УК РБ), хищение наркотических средств и психотропных веществ (ст.327 УК РБ), хулиганство (ст. 339 УК РБ), заведомо ложное сообщение об опасности (ст. 340 УК РБ ).
  • Необходимо отметить, что каждое третье преступление совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения.

  КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?

Прежде всего, мы хотим Вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать вслух свои подозрения подростку.

Какие же это признаки?

  1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
  2. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Причем, врет он как — то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
  3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым Вас раньше было не разлить водой?» , Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки, которые Вы можете увидеть в прилагаемом нами ниже словаре наркотического арго.
  4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».
  5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
  6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.
  7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
  8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.
  9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.
  (Из книги А. Данилина и И. Данилиной «Как спасти детей от наркотиков» М., 2001)

 Уважаемые родители!

 В весенне-летний период года сухая, жаркая погода резко увеличивает опасность возникновения пожаров и загораний в лесах. Но не только погода, к сожалению, является виной пожарной опасности, большая доля всех пожаров происходит по вине людей,  пренебрегающих элементарными мерами пожарной безопасности.

Наиболее частые причины лесных пожаров – это не затушенные костры, брошенные окурки, спички. В жаркую сухую погоду достаточно искры, чтобы вспыхнул огонь. Правила пожарной безопасности запрещают разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на лесосеках, захламленных сухими порубочными остатками.

 Берегите лес от огня! Будьте чрезвычайно осторожны с огнем в лесу! Не разводите без острой надобности костры! Не оставляйте не затушенными окурки и спички! Строго выполняйте Правила пожарной безопасности в лесах!

 Помните! Только строгое соблюдение требований пожарной безопасности исключает возможность возникновения пожаров!

Будьте предельно внимательны и осторожны

в обращении с огнем!

При невозможности ликвидации пожара собственными силами, обязательно и незамедлительно сообщите о нем:

         по телефону  101